Готовность к школе. Как определить? Когда нужно начинать об этом заботиться? Как правильно подготовить ребенка к школе? Ответы Вы найдете, прочитав статью. Подготовка к школе начинается задолго до того, как ребенок пойдет в школу. И здесь важно обратить внимание не только на интеллектуальную готовность, на что в основном ориентируется большинство методик диагностики готовности ребенка к школе, а также воспитатели детских садов и сами родители. Но и на личностную, и на коммуникативную готовность ребенка к школе. Своевременное выявление возможных трудностей, связанных с началом школьного обучения Вашего ребенка, а также применение верно подобранных путей их решения подготовят Вашего ребенка к школе, и это позволит Вам вполне оптимистично ждать первое сентября.
Очень часто ко мне обращаются родители младших школьников с тем, что ребенок стал плохо учиться. В начале школьного обучения все было хорошо, а позднее (к концу второй четверти, во втором классе и т.п.) ребенок стал с трудом справляться с учебой. Причин, объясняющих данную ситуацию, довольно-таки много, и среди них первое место занимают причины, связанные с подготовкой ребенка к школе. Дело в том, что большинство родителей в последний год перед школой стараются как можно больше занять ребенка, чтобы лучше его подготовить к началу школьного обучения. Все это приводит к тому, что ребенок ходит на занятия по подготовке к школе в ту школу, куда он собирается идти 1 сентября, и в детском саду, кроме обычной деятельности детского сада по подготовке детей подготовительных групп к школе, занимается еще и по дополнительной программе, и кроме этого посещает еще ряд других занятий, кружков и секций. Таким образом, во-первых, в этот период дошкольник тратит слишком много ресурсов, которых ему впоследствии не хватает для успешной учебной деятельности, у ребенка попросту не хватает сил. Во-вторых, многие занятия по подготовке к школе не развивают ребенка (не развивают необходимые для школьного обучения качества, а просто натаскивают ребенка на выполнение определенного вида заданий, чтобы тот смог успешно пройти тестирование в школе). Такой подход предполагает хороший старт с последующим ухудшением ситуации в случае если у ребенка есть проблемы в познавательной сфере (память, внимание, мышление, речь). В-третьих, большинство программ по подготовке к школе рассчитаны на интеллектуальное развитие ребенка и не учитывают личностное и коммуникативное развитие ребенка. Проблемы в этих сферах могут существенно повлиять на школьную успеваемость при достаточно хорошо развитой интеллектуальной сфере.
Что же делать?
Важно, не позднее чем за полгода до начала школьного обучения, самим оценить готовность Вашего ребенка к школе. И уже исходя из результатов проведенного исследования предпринимать соответствующие шаги. Причем такую диагностику целесообразно провести дважды: в октябре — декабре и в мае — июне. Первый результат покажет Вам в каком направлении нужно работать в течение года. Второй результат покажет динамику развития ребенка и уточнит, на что еще нужно обратить внимание, пока есть еще время до школы.
Какую методику выбрать?
Можно найти хорошую диагностическую программу, а можно воспользоваться каким-либо диагностическим комплексом, включающим в себя простой набор тестов, оценивающих особенности внимания, памяти, мышления, речи, мотивационную готовность к школе и прочее. На мой взгляд диагностическое исследование должно быть компактным и иметь оптимальное соотношение времени проведения диагностики, времени обработки и достоверности результатов. В первую очередь необходимо получить общую оценку готовности ребенка к школе без качественной оценки отдельных параметров познавательного, коммуникативного и личностного развития ребенка. Такой подход предполагает оценку уровня готовности ребенка к школьному обучению в целом, не требует больших временных затрат и специальных технологий обследования. Если по результатам такого тестирования уровень развития ребенка будет соответствовать возрастным нормативам, то не следует нагружать его дополнительными занятиями по подготовке к школе, лучше оставить это время на игру, общение со сверстниками и общение в семье, что является не менее важным для развития ребенка и оказывает влияние не только на хорошую учебу, но и на успешность повседневной жизни. Если окажется так, что Ваш ребенок не отвечает общим требованиям готовности к школе, то хорошо бы провести углубленное психологическое обследование и, с учетом полученных результатов, подобрать комплексное сопровождение ребенка в течение оставшегося времени до школы (лучше если это сделает специалист).
Предлагаю Вам две диагностические программы — Скрининг Е. Екжановой и Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н., Семаго М.). Воспользуйтесь одной из них на выбор. Данные программы достаточно информативны в плане оценки «готов к школе» или «не готов к школе», не требуют больших временных затрат, дополнительной подготовки к проведению исследования и показывают необходимые направления дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Посоветую Вам еще один комплекс в дополнение, который включает три диагностические методики, выявляющие те показатели психического развития детей 6 – 7 лет, которые наиболее важны для успешного обучения в школе. В совокупности эти методики позволяют охарактеризовать:
- уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов (методики «Графический диктант» и «Образец и правило»);
- уровень развития наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом (методика «Лабиринт»).
По каждой из трех методик, входящих в данный комплекс, на основе суммарного балла определяется уровень выполнения ребенком задания. Можно выделить пять уровней выполнения каждого задания:
Уровень | Условные очки | Графический диктант/ баллы |
Образец и правило/ баллы |
Лабиринт/ баллы |
---|---|---|---|---|
1 | 0 | 0-1 | 0-2 | 0-13 |
2 | 6 | 2-4 | 3 | 14-22 |
3 | 9 | 5-10 | 4-6 | 23-28 |
4 | 11 | 11-12 | 7 | 29-36 |
5 | 12 | 14-16 | 8-12 | 37-44 |
Каждому уровню и по каждой из трех методик присваиваются определенные условные очки. Затем эти очки суммируются и получается итоговая оценка выполнения ребенком комплекса диагностических заданий. Она может колебаться в переделах от 0 до 36 очков. По итоговой оценке определяют уровень сформированности компонентов учебной работы детей 6, 7, 8 лет.
Возраст ребенка Итоговая оценка |
6 лет, поступление в школу |
7 лет, 1 кл. - начало 2 кл. |
8 лет, 2 кл. |
---|---|---|---|
0-12 | особо низкий | особо низкий | особо низкий |
13-18 | низкий | особо низкий | особо низкий |
19-23 | ниже среднего | низкий | особо низкий |
24-30 | средний | ниже среднего | низкий |
31-33 | выше среднего | средний | ниже среднего |
34-35 | высокий | выше среднего | средний |
36 | особо высокий | высокий | выше среднего |
Эти три методики можно использовать также как развивающие задания. В качестве развивающих упражнений можно брать тесты из любого диагностического комплекса по проверки готовности к школе или отдельные тесты на внимание, на развитие памяти, речи, мышления, на умение выполнять задания по образцу (нарисовать узор по образцу, сложить узор из деталей по образцу и т.п.). Выполняя с ребенком такие задания Вы сможете повысить его интеллектуальное развитие. При этом необходимо помнить еще и о психологической подготовке ребенка к школе: опыт общения со сверстниками и со взрослыми; опыт похвалы и порицания со стороны детей и взрослых; опыт собственных удач и неудач; формирование адекватной самооценки; формирование самостоятельности; умение выражать свои мысли так, чтобы это поняли другие, в особенности малознакомые люди; формирование мотивации к учебе.