Графический диктант позволяет определить уровень развития предпосылок учебной деятельности, что является особо важным для успешного обучения ребенка в школе.
Методика направлена на выявление умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Подготовка к проведению обследования
Методика «Графический диктант» проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.
Инструкция
«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?».
После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:
«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1,5 — 2 минуты. Во время выполнения тренировочного узора проверяющий помогает детям исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
По прошествии времени, отведенного для самостоятельного продолжения узора, проверяющий говорит:
«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь продолжайте рисовать этот узор сами».
Предоставив детям 1,5 — 2 минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит:
«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Через 1,5 — 2 минуты начинается диктовка последнего узора:
«Теперь поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий собирает у детей листки. Общее время проведения методики примерно составляет 15 минут.
Оценка результатов
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.
Оценка производится по следующей шкале:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает 2 оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в переделах от 0 до 4.
Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая.
Затем обе эти оценки суммируются, давая суммарный балл, который может колебаться от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0 — 1 баллов – низкий уровень;
2 — 4 баллов – ниже среднего;
5 — 10 баллов – средний;
11 — 13 баллов – выше среднего;
14 —16 баллов – высокий.