Skype: onln.pro
Viber, WhatsApp: +7 960 988 17 43 rada@xl.ru
Выслушаем, Поймем, Поможем.

Неуспеваемость младших школьников и ее причины

Неуспеваемость младших школьников и ее причины

Неуспеваемость ребенка нередко обусловлена многими факторами. Знание причин неуспеваемости поможет сделать процесс обучения более продуктивным и интересным.

Неуспеваемость можно подразделять на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается отставание ребенка по всем основным предметам школьной программы.  При специфической неуспеваемости ребенок отстает лишь по какому-то одному предмету при хорошей или удовлетворительной успеваемости по всем остальным предметам школьной программы. И в том, и в другом случае определяются и анализируются факторы, которые являются причинами школьной неуспеваемости.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, психологи объединяют в две группы: недостатки познавательной деятельности ребенка и недостатки в развитии мотивационной сферы.

Как правило один нежелательный фактор, в последствии порождает другие нежелательные факторы, поэтому при решении проблемы неуспеваемости нужно искать и устранять сразу несколько причинных факторов.

Трудности в обучении, вызывающие неуспеваемость младшего школьника

  • Пропуск букв в письменных работах. Возможные причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность, приемов самоконтроля, индивидуальные особенности личности.
  • Орфографические ошибки при хорошем знании правил. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
  • Невнимательность и рассеянность. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
  • Трудности при решении математических задач. Возможные причины: плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
  • Трудности в пересказе текста. Возможные причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
  • Неусидчивость. Возможные причины: индивидуальные особенности личности, низкий уровень развития волевой сферы.
  • Трудности в понимании материала с первого раза. Возможные причины: слабая концентрация внимания, несформированность приемов учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень развития переключения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
  • Постоянная грязь в тетрадях. Возможные причины: слабое развитие мелкой моторики руки, недостаточный объем внимания.
  • Плохое знание таблицы сложения (умножения). Возможные причины: низкий уровень развития механической памяти и долговременной памяти, слабая концентрация внимания, несформированность приемов учебной деятельности.
  • Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы. Возможные причины: несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
  • Постоянное забывание дома учебных предметов. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
  • Трудности при ответе на вопрос учителя. Возможные причины: заниженная самооценка, трудности в семье, стрессовое состояние, индивидуальные особенности.

В целом можно выделить три группы детей, имеющих трудности в обучении:

  • Дети, которые могут учиться, но не хотят. Основные причины: нарушения в эмоционально-волевой сфере и проблемность в самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных для них сверстников. Как правило, эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятельности, и ребенок стремится утвердить себя в различных видах внешкольных занятий.
  • Дети, которые хотят учиться, но не могут. Основные причины: недостаточное развитие познавательной сферы, что связано, как правило, с бедностью чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленными низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе, либо это результат микропоражения в коре головного мозга, либо и то, и другое вместе.
  • Дети, которые не могут и не хотят учиться. Основные причины: низкий уровень развития познавательной сферы, как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей; несформированность мотивов учения на начальном этапе обучения, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой сферы; тотальная психологическая неготовность к школьному обучению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но и другие сферы личности.

Любая причина и обусловленные ею трудности сигнализируют о необходимости развивающе-коррекционного воздействия на ребенка с целью преодоления негативного влияния этих трудностей на усвоение детьми школьного материала. Это воздействие может быть ограничено лишь включением в работу с ребенком соответствующих развивающих или коррекционно-развивающих игр и упражнений. А в отдельных случаях необходима помощь специалиста — психолога, психиатра, дефектолога или логопеда.

Необходимые условия для хорошей учебы ребенка

  • Хорошо развитая познавательная сфера (зрительное восприятие, пространственная ориентация, слуховое восприятие и внимание, фонематический слух, сенсорно-двигательные координации, движения пальцев и кистей рук, память, анализ и синтез).
  • Достаточно культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня.
  • Достаточное проявление любви, внимания, интереса, заботы со стороны родителей. Уважительное отношение к ребенку в семье.
  • Мастерство педагогов, работающих с ребенком в школе.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий