Меня раздражает поведение ребенка. Светлана в школе стала часто получать двойки. Не могу сказать, что она у меня глупая. Когда я с дочерью сижу и занимаюсь, чтобы помочь ей исправить оценку, у нее все отлично получается. Нельзя это отнести и к застенчивости, она у меня достаточно активная девочка, очень общительная. Поведение ребенка вряд ли связано с учителем, учителя у нее за последнее время не менялись. Что происходит, не пойму. Я ее постоянно ругаю за двойки. Мне приходится тратить на ее уроки много времени, а у меня и без того забот хватает. Еще с этой новой работой совсем нет времени, даже на отдых. И то немногое время, в которое я хоть чуть-чуть могу отдохнуть от работы и уделить внимание себе, у меня забирает дочь своим нежеланием справляться с учебой самостоятельно без меня. Это меня изматывает, выводит из себя. Я в общем-то человек уравновешенный, ко многим Светланиным выходкам отношусь спокойно, на некоторые вещи вообще не реагирую, ее бзики быстро проходят и все у нас снова нормализуется. Но с учебой я так не могу, я хочу, чтобы она хорошо училась, хочу, чтобы вышла в люди. Я не могу проигнорировать ее двойки, не могу здесь ей не помочь. Что мне делать? Как заставить ее хорошо учиться?
Ответы на Ваши вопросы достаточно просты. Из описанной Вами ситуации видно, что целью поведения ребенка является привлечение к себе внимания. Видимо предыдущая работа давала Вам больше времени на общение с дочерью. По крайней мере, ей раньше было достаточно Вашего внимания. Теперь настало то время, когда побыть с Вами рядом, поговорить о своих девчачьих секретиках стало возможным только в те моменты, когда Вы с ней вместе делаете уроки. И совершенно неважно, что Вы при этом сердитесь, ругаетесь, зато Вы вместе, слушаете ее, любите ее и уделяете ей время.
Часто родители из-за нехватки времени на детей приучают их к негативному вниманию. Поведение ребенка становится проблемным, т.к. формируется программа – «Нужно вести себя плохо (или нужно болеть), тогда на меня обращают внимание и меня любят». Эта программа в последствии уходит в бессознательное, поведение становится неудобным, и ребенок сам уже не осознает, почему он так поступает.
Если Вы заметили, что неадекватное поведение ребенка – это привлечение к себе внимания, то необходимо поменять тактику общения с ребенком.
Во-первых, перестаньте сразу реагировать на негативное, нежелательное поведение ребенка. Например, Вы можете сказать, что поможете с уроками в субботу после обеда. Здесь важно учитывать возраст ребенка – чем младше ребенок, тем короче должен быть временной промежуток. Так дошкольнику лучше сказать, что Вы освободитесь через 15 минут.
Во-вторых, сами проявляйте инициативу, включайте в свой режим дня время на общение с ребенком, например, Вы можете запланировать совместный поход в кино, совместную настольную игру, совместное прочтение книги и пр.
В-третьих, приучайте ребенка к позитивному вниманию. Обязательно отмечайте, когда поведение ребенка соответствует Вашим ожиданиям. Это могут быть просто одобряющие слова, а в некоторых случаях уместны будут и другие поощрения, например, можно отправиться в парк аттракционов.
В-четвертых, будьте внимательны к словам, которые произносите. Если и критикуете ребенка, то пусть критика относится к поведению ребенка, но не к его личности. Так, например, вместо того, чтобы сказать: «Ты – дурочка, неумеха», нужно сказать: «Мне не нравится, как ты это сделала. Я ведь знаю, что ты можешь на много лучше, а это у тебя не получилось».
В-пятых, Вы можете обратиться к Психологу Онлайн, который поможет Вам определить истинную причину проблемного поведения ребенка и расставить нужные акценты для коррекции поведения.