Развитие речи у детей должно быть занятием радостным, интересным. Занимаясь с ребенком используйте 18 специально подобранных занимательных упражнений и игр.
Создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении является важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей.
Развитие речи у детей — одно из основных условий успешного их обучения. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе. В дошкольном и младшем школьном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Предложенные ниже игры и упражнения направлены на развитие речи у детей и позволяют каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся не просто умственной работой, а познавательной деятельностью.
Развитие речи у детей через лингвистические игры
- Подбор прилагательных. Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет как можно больше признаков. Например, «книга» — большая, интересная, бумажная, красивая и т.п. Другой вариант игры — к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «красный» — помидор, мяч, шкаф, платок и т.д.
- Узнавание. В этой игре нужно узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «светит, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
- Цепочка слов. Нужно подобрать слова, характеризующие какой-либо объект сходными качественными признаками. Причем каждое следующее слово должно быть соединено с предыдущим. Например, «кошка» — разноцветная, «разноцветное» — платье, «платье» — новое, «новый» — дом, «дом» — теплый, «теплый» — шарф и т.д.
- Кто что делает. Ведущий называет предмет, явление, объект или показывает соответствующую картинку, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом (или что с этим можно делать). Например, «клубок ниток» — связать шарф, «художник» — рисует. Другой вариант игры — назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «плавает» — человек, корабль, собака и т.д.
- Пропущенное слово. Ведущий произносит предложение, а участники вставляют пропущенное слово. Например: «Дождик прошел, и из-за туч показалось...».
- Добавление предложений. Это упражнение, помимо обогащения грамматического опыта, позволяет выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Например: «Мы завтра пойдем в цирк, если...»; «Мама сказала дочке, что...».
- Иносказание. Игроки загадывают слово, к которому можно подобрать несколько синонимов. каждый игрок предлагает водящему свой вариант предложения, в котором вместо задуманного слова используется его синоним. водящий должен по этим предложениям догадаться, какое слово загадано. Например «холодный» — «Сегодня прохладный день»; «В стакане ледяной сок»; «В Сибири суровый климат» и т.п.
- Что от чего. Игроки отыскивают и называют предмет, объект на основе нескольких, предъявляемых частей (а затем и по одной части). Например, ствол, листья, ветки — дерево. С возрастом правила игры усложняются: словесный вариант игры, отыскивание предметов вне непосредственного окружения ребенка; предлагаются пары слов (например, дом — крыша; ложка — вилка и т.п.) и нужно установить между ними связь — является ли один из названных объектов частью другого, или нет? в дальнейшем можно использовать и такой вариант: называется какой-либо предмет, а игроки, аргументируя свой ответ, предлагают возможные взаимосвязи. Например, «ботинок» — лужа (ботинок может наступить в лужу), шкаф (ботинок может лежать в шкафу), магазин (продается в магазине) и т.д.
- На что похоже? Необходимо ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ. На начальном этапе игры необходим наглядный игровой материал, в дальнейшем игру можно проводить только в словесном варианте. Игровым материалом могут быть трещины на асфальте, плывущие по небу облака, листья деревьев, узоры линолеума, разводы на мебели из древесины и, вообще, любые предметы оказавшиеся в поле Вашего зрения. Можно также взять бусинки, пуговицы, зернышки, мелкие камешки и бросить их кучкой на стол или лист бумаги с небольшой высоты, а затем назвать получившееся изображение.
- Буквы и цифры. Детям предлагается рассмотреть цифры или буквы, изображенные во весь альбомный лист, и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи. Можно предлагать детям зарисовывать полученные образы, придумывать рассказы и истории, опираясь на образные изображения знаков.
- Дорисуй. Ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом. Усложнение задания: две фигуры на листе, дорисовывая которые создается целостное изображение; три фигуры и т.д.
- Общее и особенное. Детям предъявляют два объекта (или предметные картинки) и предлагают объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Усложнение игры: увеличение количества сравниваемых предметов; использование только словесных обозначений задаваемых предметов; сравнивать можно и действия, выполняемые различными объектами, и явления.
- Рисунки по кругу. В этой игре предполагается хотя бы 3 участника. каждый участник получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу игроки начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый игрок передает свой лист сидящему справа от него. Получив от соседа начатый рисунок, участник игры продолжает его в течении 1-2 минуты и вновь по сигналу передает дальше. И так до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первым начинал рисовать.
- Я хочу нарисовать. Каждый из участников игры по очереди сообщает, что он хотел бы нарисовать. А ведущий пытается объединить все сказанное в единый сюжет. по ходу рисования участники игры могут вносить добавления в общий рисунок. Например, «аквариум, медведь, ракета» — рисуем аквариум, в котором плавают медведи в масках для подводного плавания и летают ракеты.
- Оживление. Участникам игры предлагается представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил. И им нужно придумать различные истории.
- Веселые картинки. Для этой игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток, как предметного, так и сюжетного содержания. картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке. необходимо связать содержание каждой последующей картинки с предыдущей картинкой таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история.
- Снежный ком. Водящий называет любые два слова. Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникающую на эти слова. Следующий игрок называет свое слово. Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации и т.д. Например, «сейф» и «апельсин» — в большом сейфе лежал апельсин, «яйцо» — под кожурой апельсина оказалось яйцо, «подушка» — яйцо было волшебное и оно превратилось в подушку и т.д.
- Телеграмма. Ведущий называет любое слово, в котором отсутствуют буквы Й, Ы, M, Ъ. Нужно быстро составить текст телеграммы, каждое слово которой начинается одной из букв названного слова и обязательно в том же порядке. Например, «кошка» — «Купила огромные шишки. Крестница Анюта».
Лингвистические игры не только благотворно влияют на развитие речи у детей , они еще и дают взрослым пищу для размышления. На основе детских ответов взрослый имеет возможность выявить уровень речевого, мыслительного, эмоционального и нравственного развития детей.
Если Вы обнаружили какие-либо негативные тенденции в развитии ребенка или Вас просто что-то насторожило, не расстраивайтесь, у Вас всегда есть шанс помочь ребенку — проанализируйте собственную воспитательную тактику, обратитесь за помощью к психологу. Главное, не теряйте времени. Все поправимо только в определенный срок.