Сегодня трудно себе представить жизнь без телевидения. Мы так к этому привыкли, что считаем совершенно нормальным посадить ребенка перед телевизором, а самим в это время заняться своими делами. И вместо того, чтобы спеть малышу колыбельную, почитать ему сказку, поиграть с ним, мы охотно отдаем свое привилегированное право воспитывать своих детей телевидению.
Ребенок смотрит телевизор, он занят, он не достает, он не мешает. Родителям можно в эти часы заняться важными для них делами. И, казалось бы, все хорошо. Только вот вместо того, чтобы потратить время на общение со своим ребенком, родители потом тратят намного больше времени, сил и нервов, чтобы решить многие проблемы, связанные с воспитанием и нарушением развития ребенка.
Для сегодняшних родителей актуальными становятся следующие вопросы:
- «Почему мой ребенок отстает в речевом развитии? Почему он плохо говорит? Почему его речь примитивна?»,
- «Почему на ребенка жалуются учителя в школе? Почему он им мешает вести уроки? Почему он невнимателен и не может сосредоточится? Почему у ребенка трудности с учебой?»,
- «Почему ребенок ничем не хочет заняться? Почему он ненавидит рисовать, играть, фантазировать, придумывать?»,
- «Почему ему не хочется общаться и играть со сверстниками?»,
- «Почему ребенок стал дерзким и агрессивным?»,
- «Почему ребенок физически слабый?».
Причем здесь телевизор, скажите Вы? А вот причем.
Во-первых, для нормального развития ребенку просто необходимо непосредственное общение с другими людьми, и в первую очередь, со своими родителями. Малыш обязательно должен вступать в диалог. Только та речь, которая направлена лично к ребенку и предполагает его ответ способствует его речевому развитию.
Во-вторых, во время просмотра телевизора из-за огромного количества сменяющихся картинок, музыкальных фрагментов, речевых фраз ребенок не успевает осмысливать появляющуюся информацию. В результате у него теряется способность сосредотачиваться на одном деле продолжительное время, ему становится трудно чем-то заниматься без постоянных новых впечатлений и внешних стимуляторов, развивается поверхностное восприятие, умственное развитие затормаживается, и как следствие, возникают трудности с учебой в школе.
В-третьих, когда ребенок смотрит телевизор, он пассивно воспринимает информацию – за него уже все придумали. Вследствие чего теряется способность самому активно действовать, преодолевать трудности, менять ход сюжета. Ребенок привыкает к тому, чтобы все получать в готовом виде и в таком, как предложат. Он становится способным выбирать только между имеющимися образами, не предполагая даже, что можно что-то поинтереснее придумать самому.
В-четвертых, «общение» с телевизором не развивает таких необходимых для жизни с людьми способностей, как умение находить общий язык с собеседником, умение идти на компромисс, умение дипломатично отстаивать свою точку зрения. Напротив, если что-то не нравится, можно взять пульт и переключить программу, чего не сделаешь при живом общении, и если со сверстниками взаимодействовать не получается, то можно и не заморачиваться по этому поводу, с телевизором всегда можно убить время. Благодаря чему ребенок становится замкнутым, общение со сверстниками для него приобретает формальный и неудобный характер, а также растет непонимание с родителями.
В-пятых, когда ребенок смотрит телевизор, он зачастую не способен адекватно воспринимать показываемую, зачастую негативную, информацию. Многое из того, что ребенок видит с экранов телевизора воспринимается бессознательно, как должное, а затем проявляется в агрессивном (жестоком) поведении, в непочтительном отношении к родителям, в упрямстве и капризах, т.е. у ребенка формируются соответствующие просматриваемому им модели поведения. Так, например, родители нередко замечают, что их милые дети вдруг начинают себя дико вести, но обратив пристальное внимание на содержание мультфильмов, которые в основном любят смотреть их дети, с ужасом обнаруживают, что дети копируют то, что показывают в этих мультфильмах. Также многие фильмы, которые смотрят подростки формируют циничную, грубую личность. В результате стимуляция сексом, насилием, садизмом, безобразными образами становится привычной, естественной и необходимой для жизни.
В-шестых, по данным различных исследований о влиянии телевизора на здоровье человека длительное просиживание перед экраном ведет к ослаблению сердечной деятельности, снижению иммунитета, ожирению, преждевременной смерти. Это связано с отсутствием двигательной активности и минимальной мозговой деятельности во время просмотра телепередач. А уж пульт от телевизора никак не способствует развитию мелкой моторики.
Вы все еще уверенны в том, что без телевизора нельзя обойтись, что без него скучно? Вы уверенны, что перечисленные выше проблемы Ваших детей не касаются сейчас и не коснуться в будущем? А может все-таки будет лучше найти в своем графике время для ребенка и поиграть с ним в настольные или словесные познавательные игры, собрать его друзей и провести с ними подвижные игры, в том числе и футбол? Или Вам совсем неважно каким будет Ваш ребенок, каким он растет?