Skype: onln.pro
Viber, WhatsApp: +7 960 988 17 43 rada@xl.ru
Выслушаем, Поймем, Поможем.

Сказки, приемы работы с ними

Сказки, приемы работы с ними

Значение сказки неоценимо в развитии и воспитании ребенка. Сказка – это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы, творчества и нравственности ребенка.

Каждому ребенку свойственно не только слушать сказки, но и активно действовать, творить, опираясь на них. Благодаря этой способности можно в процессе воспитания ребенка с успехом использовать сказочную тематику, применяя ее в различных играх и игровых упражнениях с детьми.

Для этой цели существует немало приемов работы со сказками. Все они, в той или иной мере, стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению коммуникативных и нравственных качеств. Вот некоторые из этих приемов:

  1. Иллюстрация сказки. После обсуждения сказки можно попросить ребенка нарисовать иллюстрации к ней. Хорошо было бы взрослым нарисовать еще и свои рисунки. После рисования можно будет обсудить рисунки. Только делать это надо не сразу, а, например, на следующий день. В перерыве, можно внимательно рассмотреть рисунки ребенка и выяснить, все ли там нормально или есть что-то настораживающее. В дальнейшем можно попросить ребенка самостоятельно рассказать сказку по имеющимся рисункам.
  2. Драматизация сказки. Начинаем с того, что раздаем роли, при этом можно давать роли и игрушкам, в случае если их некому играть.  Затем выстраиваем сказочное пространство – обозначаем, где будет дом, где будет лес и т.д. Когда все готово, начинаем рассказывать сказку и исполнять роли. В роли режиссера может выступать как взрослый, так и ребенок.
  3. Чудеса в решете. После прочтения сказки, ребенку предлагается найти в ней различные чудеса, обсудить их значение. Выяснить, к чему приведет отсутствие того или иного чуда в сказке. Поразмышлять о том, что в реальной жизни может означать это волшебство.
  4. Герои сказки. Выявление злых и добрых сказочных героев, описание их внешности, характера, образа жизни, привычек, жилища. Проанализировать, может ли существовать сказка без таких персонажей, какова их роль в сказке; для каких сказочных персонажей эти герои являются злыми, а для каких – добрыми и почему.
  5. Заветные слова. Поиск самых действенных, самых значимых слов в сказке. Анализ их значения.
  6. Волшебные предметы. Поиск и анализ сказочных предметов. Определение их роли в сложившейся проблемной ситуации. Выявление схожих ситуаций в реальной жизни и определение путей их решения за счет использования каких-либо скрытых ресурсов.
  7. Что общего. Сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними.
  8. Хороший-плохой. Выявление позитивных и негативных черт характера сказочных героев.
  9. Запрет - нарушение запрета. Выяснение, что такое запрет в сказке. Его характер, назначение, форма? Кому адресуется запрет и почему? Кто запрещает? Кто нарушает запрет? Какие могут быть последствия?
  10. Сочинение сказок. Придумывание сказки используя готовые рисунки (это могут быть и рисунки, сделанные после прочтения известной сказки). Можно произвольно выбирать два – три слова, из которых составляется название сказки и придумывать сказку, соответствующую этому названию.
  11. Сказка наоборот. Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.
  12. Сказка в заданном ключе. Сказка придумывается в заданном ключе: а) в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет; б) сюжет сказки как бы перемещается в другое время и пространство; в) ребенку предлагается сюжет, который он завершает по собственному усмотрению; г) рассказывая сказку, предложите ребенку помочь главному герою найти решение проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей, при этом сначала этот прием используют для знакомых сказок, а затем – для вновь придуманных сюжетов.
  13. Событийная цепочка. Ребенку предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.
  14. Письмо сказочному герою. Ребенку предлагается написать письмо своему любимому герою, поделиться с ним своими впечатлениями, пожеланиями, просьбами.
  15. Беседы с персонажами сказок. Сразу после прочтения сказки начать беседу с заранее подготовленным персонажем сказки.

Такое путешествие в волшебный мир сказок не оставит равнодушным ни одного ребенка. Конечно, на этом арсенал приемов работы со сказками не исчерпывается – можно найти и другие известные приемы, а можно их придумать и самому.

Выявить развивающий эффект Вы можете сами, внимательно наблюдая за ребенком. Если же уровень развития ребенка не вырос, значит Вы где-то допустили промах. Подумайте, может Вы где-то завысили требования, либо переборщили с авторитарными методами включения ребенка в игру со сказками, либо где-то не придали значения той или иной эмоциональной реакции ребенка. Проанализируйте свою тактику и устраните препятствия самостоятельно или с помощью специалиста.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий